Во время освобождения Запорожья в октябре 1943 года первыми ворвались в город танкисты. Танк лейтенанта Николая Яценко, подбив четыре вражеские машины, уничтожив несколько огневых точек и более сотни гитлеровцев, овладел мостом через речку Московку. Когда он, подбитый противником, загорелся, тяжелораненые воины вели огонь до последней минуты. Командиру танка лейтенанту Николаю Яценко за этот подвиг посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

А во многих газетных публикациях в СМИ авторы ошибочно теперь так и пишут: “Танк лейтенанта Яценко после смерти танкиста стал памятником”.

Во время празднования Дня Победы бывший танкист полковник Владимир Иванович Волобуев поведал мне такую историю, связанную с танком на площади Советской:

- Я ушел на фронт в семнадцать с половиной лет. После войны служил в Германии, а в 1959 году был переведен служить в Советский Союз и принял в Житомире под свое командование танковое подразделение (в 39-м гвардейском танковом полку 8-й танковой армии), в котором во время войны служил Николай Яценко и после геройской смерти был навечно занесен в списки личного состава.

Однажды к нам приехала партийно-комсомольская делегация из Запорожья. Заговорили о том, как в городе увековечить память лейтенанта Яценко. И тогда мы решили, что памятником может стать танк Т-34. Такую боевую машину мы нашли под Житомиром на базе Скоморохи, отремонтировали. И уже своим ходом в 1960 году танк Т-34 прибыл в Запорожье. Перегнали его сюда двое моих подчиненных - старшина Пупырев и старшина Лозовой, которые воевали вместе с Яценко.

- Владимир Иванович, а что было с танком Николая Яценко после боя?

- В формуляре нашего полка было записано, что Яценко действовал в боевом разведывательном дозоре. Что это значит? То, что в боевых порядках, когда идет бой, такой дозор выдвигают вперед и ему ставится задача - вскрыть огневые точки противника, вызвав их огонь на себя. Затем обнаруженные таким образом огневые точки противника уничтожаются.

Вот Яценко при взятии Запорожья и был первым - в боевом дозоре дошел до моста, что возле автовокзала, где танк был подбит. Машина была еще живуча, но не двигалась, поэтому экипажу пришлось десантироваться через верхние люки.

После боя танк, скорее всего, отремонтировали. Была такая организация, СПАМ называется - сборный пункт аварийных машин при полку. После ремонта танк Николая Яценко, вероятно, продолжил свой боевой путь.

Как рассказал “ИЗ” заведующий отделом новейшей истории областного краеведческого музея Владимир Лиников, сами историки насчет “танка лейтенанта Яценко” не заблуждаются. Но в массовом сознании такое ошибочное мнение, что памятником стал именно тот танк, который первым ворвался в Запорожье, присутствует. Одно время даже экскурсовод, проводивший тут экскурсии, с завидным упорством внушал своим слушателям: “Да, это тот самый танк Т-34”.

На гранитном же пьедестале стоит танк, на котором Яценко не мог воевать. У него была “тридцатьчетверка”, танк модели Т-34-76, а это Т-34-85. Такие танки, оснащенные пушкой калибра 85 миллиметров (а не 76 мм) в Советском Союзе начали выпускать с весны 1944 года. Танки Т-34 предыдущей модификации на дальней дистанции не могли эффективно бороться против немецких танков, таких как модели “Пантера” и “Тигр”, а новые, с более мощной пушкой, усиленную броню противника пробивали.

По материалам: Дмитрий ШИЛИН, "Индустриальное Запорожье", Роман АКБАШ "Ретро Запорожье"

Танк Т-34-85, Запорожье
27 июня 2012 г.
karopka
Обратный звонок

Пожалуйста, укажите ваш номер телефона, мы вам перезвоним.